СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА (0_stranger) wrote,
СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА
0_stranger

САМОЧУВСТВИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА? СКОРЕЕ ХРЕНОВОЕ.

В маленьком южном городке встретился с предпринимательницей, которая в бизнесе уже лет 25. Во всех предшествующих кризисах она находила ниши, позволявшие не терять оптимизма: что-то в духе "кризис - время свершений". И вдруг совершенно неожиданная пессимистическая тональность относительно не столько своего дела, сколько ситуации на рынке в целом, который она в силу специфики своего бизнеса очень хорошо знает. Все проседает, т.к. у населения нет денег, а ожидать рост доходов нет оснований. По ее словам, малый бизнес хиреет, а все мало-мальски доходные ниши занимает крупный бизнес, сети. Можно, конечно, списать все на специфику бизнеса в малом городе, а вокруг так, как рассказывает телевидение.
Но буквально на следующий день наткнулся на на отчет "Пульс малого бизнеса. Альфа-Банк совместно с Международным исследовательским центром MARC. Июль 2018 г." Было проведено 3114 интервью с предпринимателями и менеджерами фирм с выручкой до 350 млн руб. Из них лишь 22% считают свой бизнес успешным, не считают таковым - 78%.
В ближайшие 6 мес. ожидают роста прибыли только 27% опрошенных, не ожидают изменений - 31%, ждут снижения - 28%, затруднились с ответом - 14%. Как оценить такой разброс ожиданий? Скорее в терминах неопределенности.
А как с влиянием экономической ситуации в стране на развитие бизнеса?
Только 10% опрошенных ответили что она способствует его развитию, 83% сочли, что она тормозит его развитие, 7% затруднились с ответом. Иначе говоря, малый бизнес оценивает ситуацию в стране в терминах кризиса.
Как меняется покупательская способность населения страны?
Только 4% считают, что она растет, 21% не видит изменений, 73% видят только ухудшение. Складывается впечатление, что предприниматели не смотрят телевизор.
Оценки динамики покупательской способности населения в своей отрасли, которую они знают лучше, немного более оптимистическая: 5% увидели рост, 26% изменений не заметили, а 66% видят только падение.
В ближайшие 6 мес. 9% опрошенных предпринимателей ожидают улучшения экономической ситуации в стране, 35% осторожных оптимистов не ждут изменений, 50% - пессимисты, ожидающие только ухудшения, 7% затруднились с ответом.
Таким образом, оценка моей знакомой ситуации на локальном рынке в малом городе достаточно точно совпадает с результатами исследования, проведенного "Альфа-Банком".
Tags: повседневность кризиса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments