"ЛЕТО": БЫЛЬ О РОЖДЕНИИ ИСКУССТВА В УДУШЛИВОЙ АТМОСФЕРЕ

7 июня 2018 г. в российский прокат вышел фильм «Лето» (режиссер Кирилл Серебренников). Великолепная картина контркультуры ленинградского рока начала 1980-х гг., нанизанная на простенький сюжет о легкой влюбленности Виктора Цоя в жену своего друга Майка Науменко.

В фильме почти нет намеков на политику. Она идет где-то далеко на заднем фоне, что подчеркивает её второстепенность для творческого человека. Легко читается мораль: свободный человек везде свободен. Вокруг торжествует на последнем издыхании развитой социализм, духовная атмосфера предельно душная. Это далеко от ужасов сталинизма. Это просто духота. Я примерно в это время жил в Ленинграде и прервал свою карьеру кочегара в 1980 г., поэтому легко узнаю атмосферу города. Хотя к контркультуре русского рока отношения я и не имел, но Цой в котельной в том же районе писал свои песни, я там написал диплом и диссертацию. Отсюда много узнаваемого. И в этой ситуации талантливые музыканты делают свое дело, не сетуя на обстоятельства, которые для слабых и ленивых всегда были любимым самооправданием.

Выход этого фильма в российский прокат — знаковое событие, в котором закодирован смысл мягкого авторитаризма. Режиссер с августа 2017 г. находится под следствием и сидит под домашним арестом, а его фильм идет во многих кинотеатрах. В этой ситуации фильм «Лето» читается как размышления режиссера и о судьбе творца в современной России. Политика пошла и суетлива, а искусство вечно. 

Кирилл Серебренников. Фото: Col. Hans Landa - собственная работа, CC BY-SA 3.0,

Правда, ажиотажа фильм не вызвал. Я был на последнем сеансе в кинотеатре  торгового центра на окраине. В зале было человек 15. Кроме меня, только молодежь. Интересна ли ей давняя история? Не думаю. Кто там не жил, ее не узнаёт. А старшее поколение в кинотеатры ходит редко, особенно на ночные сеансы. 

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.