ПОЕЗДКА ПО ИРАНУ

Современный Иран интересен социологу как страна, где была предпринята успешная консервативная революция. Я подчеркиваю слово «социологу», т.к. люди иных профессий могут увидеть здесь совершенно иные достопримечательности. Разумеется, об успехе революции я сужу исключительно по продолжительности существования возникшего в её результате режима - Исламской республики.

В 1979 г. произошла Исламская революция, лидеры которой в качестве исторической эпохи, достойной возрождения, взяли раннее Средневековье, когда возник ислам. В этом замысле идти в будущее, повернув голову так далеко назад, было что-то фантастическое.

Как удалось войти в XXI в., опираясь на программу переустройства жизни страны на основе сакрального текста Корана? Этот вопрос интересовал меня, когда я отправлялся в Иран, где увидел парадоксальное сочетание совершенно современной жизни, напичканной символами далекого прошлого.

Визы заказали через фирму «GoIran» за 2 тыс. руб. каждая. Примерно через неделю нам пришли коды, которые позволяли получить визу в аэропорту Тегерана. Короче, все элементарно.

0-Исфахан река.JPG

Река по-ирански. Город Исфахан. Фото В. Ильина.

Маршрут был прост. Из Санкт-Петербурга мы самолетом прибыли в Стамбул, где пересели на рейс в Тегеран. Там взяли в аренду «Пежо-206» за 37 евро в сутки и отправились в недельное путешествие по маршруту  Тегеран - Кум - Капан - Исфахан - Йезд - Шираз (маршрут строго с севера на юг). По пути съезжали с большой дороги, чтобы посмотреть жизнь иранской глубинки. Общая протяженность маршрута составила примерно 1,5 тыс. км. Дешевый бензин (примерно 1 евро за 5 литров) делал достаточно длинное путешествие вполне экономным. Правда, езда по улицам иранских городов требует очень крепких нервов и адаптивных способностей, т.к. угадать в хаосе уличных потоков какие-то известные тебя правила уличного движения очень трудно.  <lj-cut>

0-Кум-18 (18).JPG

На улицах   г. Кума.

Цены на пищу также не могли не радовать, особенно если учесть, что Иран отличается от многих других восточных стран чистотой во всем, в т.ч. и в приготовлении еды. Короче, это не Индия и не Египет: еда в уличной забегаловке тут не является экстримом.

Уличная преступность в Иране не является проблемой. Видимо, карают за такие шалости по меркам многовековой морали, поэтому шалить опасно. Однако на улице нас предупредили, что камеру надо держать покере, т.к. есть отчаянные головы, которые, пролетая  на мотоциклах, срывают сумки с плеч прохожих.

Зимнее путешествие меня несколько смущало. Иран Ираном, но февраль февралем. За пару дней до нашего прилета в стране прошли большие снегопады. СМИ сообщали, что в Тегеране снежный покров достигал 30 см, что на дорогах  из-за этого возникли пробки. Однако к нашему приезду в Тегеране снег уже сошел. Только кое-где в хронической тени лежали его остатки. Температура в Тегеране днем была вполне весенняя, достигая 10 градусов. По мере движения к югу, разумеется, весна все более и более явно игнорировала календарь. Вязаную шапочку я так и не надел, а макушку основательно поджарил.

Это не был автопробег. Мы приезжали в очередной город, снимали гостиницу (обычно удавалось найти номера по цене 40-50 евро на двоих) и пешком знакомились с местной жизнью. В некоторые населенные пункты заезжали только на несколько часов.

В Ширазе, самом южном большом городе нашего маршрута, мы остановились на сутки, а потом целый день осматривали провинцию, в которой он расположен. Здесь же в аэропорту сдали автомобиль представителю фирмы и превратились в авиапассажиров. Вечером самолетом вылетели из Шираза в Тегеран. Там переночевали, а рано утром отправились в Стамбул и затем домой в Санкт-Петербург.

Таковы вехи этого путешествия, описанные экономным телеграфным стилем. Однако все интересное в деталях.