СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА (0_stranger) wrote,
СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА
0_stranger

ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ИСКУССТВО? КАЗУС Д. ТКАЧЕНКО

Весь ХХ в. экспериментаторы организуют провокации на границе искусства и жизни. Вопрос о том, где начинается искусство, часто дебатируется в атмосфере скандалов и судебных разбирательств. В России наиболее громкие споры последних лет провоцировались группой "Война" и Петром Павленским. В этот период на первый план выходит грань между искусством и преступлением: то ли премию давать, то ли в тюрьму сажать.


Данила Ткаченко. Родина. 2017 г.

Новую порцию пороха в этот спор добавил 28-летний Данила Ткаченко, успешный концептуальный фотограф (лауреат World Press Photo и номинант Премии Кандинского — 2017). Ради эффектной фотографии он после двух лет путешествий по русской глубинке поджег заброшенную деревню Березово в Вологодской области.. Этот жанр одни называют концептуальной фотографией, другие - арт-интервенцией.
Разумеется, естественная реакция "нормальных людей": сумасшедший и/ или преступник, таких в тюрьму сажать надо! Это очевидный подход.
Остановлюсь лишь на попытках увидеть в этом художественный смысл.

По мнению сторонников Д. Ткаченко, наша Родина в огне, и хорошо, что хоть кто-то это заметил. «Вряд ли много народу просыпается в ужасе от мысли, что где-то в поле деревня стоит нежилая. А сожженная деревня - уже вещь, которой нет... Ткаченко взял и показал зрителям ужас окончательности» (Б.Козловский). Приводились примеры и из большого искусства: Тарковский во время съемок «Андрея Рублева» подпалил корову, Бондарчук во время съемок фильма «Они сражались за родину»- целую деревню под Волгоградом.
- Грань между хулиганством и искусством действительно очень тонка, - говорит искусствовед, галерист Винзавода Сергей Попов. - На мой взгляд, главных определяющих момента два. Первое - художник не просто выполняет свою работу, а вписывает ее в культурный контекст. В частности, дает работе свое имя. Писсуар это не просто писсуар, а работа «Фонтан» Дюшана. Поджог деревни Данилой Ткаченко - это не просто поджог деревни. Это работа «Родина», которая приобретает символическое значение.
торое условие, по мнению эксперта - принципиальна готовность принять наказание и пострадать за свое творение. Там, где хулиганы и вандалы убегут, художник останется и понесет наказание (подробности дискусси см.Зачем сожгли родную хату // Photocentra.20.12.2017)
Правда, Ткаченко после начала скандала исчез. Выводит ли этот поступок его из сферы искусства в сферу преступления?
Сам Ткаченко в интервью (Colta. 23.11.2017) попытался объяснить свою философию искусства.
"Вот ты попадаешь в деревню, в которой жили люди, видишь их вещи — письма, фотографии, кучи журналов и газет, и вся эта трухляшечка начинает тебя захватывать, очаровывать. Можно засесть на чердаке и сидеть там сутками. Я провел много времени в этих домах. Там нет электричества, но есть нормальная постель и печь. И вот ты там сидишь, копаешься целыми днями и погружаешься в некое замутненное состояние. Такую тарковщину. Есть у него это состояние сновиденческого блуждания. В какой-то момент я решил расстаться с этим радикальным образом. Конечно, это по-русски: взять и на хрен сжечь. Нелогично и неправильно, но я и не претендую на какую-то правильность. После двух лет для меня это был самый логичный выход из ситуации. <...>
Я не сжигал дома, в которых еще можно жить. Те дома, которые я выбирал, были гнилые, с проваленной крышей. Никому ничего плохого я не делал. Я думал так: можно копаться в этом говне или сжечь, оставить площадку, завершить этап. Сейчас другой мир, где есть интернет, и опыт поколений никому не нужен. Не думаю, что это плохо. Просто переход из одного состояния в другое. <...>
сейчас такое противостояние в обществе с религиозными фанатиками или патриотами, что мои проекты — этот радикальный способ расстаться со старьем — могут кого-то задеть. Не исключаю, что мне придется эмигрировать на время. Возможно, будет какой-то взрыв. Это и правильно. Искусство должно будоражить человека, а не утешать. <...>
Сейчас вообще идет такая тенденция, что искусство и реальная жизнь смешиваются. Это, конечно, может убить искусство — ну и хрен бы с ним".
Tags: искусство, история фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments