СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА (0_stranger) wrote,
СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА
0_stranger

Симптомы кризиса: "Исчезать стало не только демонстративное потребление..."

Экономический кризис вывелсущественную часть потребителей в режим бюджетного дефицита, при котором лишних денег нет. В этой ситуации меняется логика покупательского поведения, оно вынужденно становится более прагматичным и рациональным, поскольку платить за понты денег уже нет. Правда покупка понтов не столь уж бессмысленное занятие. Это покупка радости, т.е. дополнительной потребительной стоимости. Например, можно попить воды из-под крана и утолить жажду, а можно выпить чашку любимого напитка в уютном месте и в хорошей компании. С точки зрения базовых потребностей разницы нет, она в деталях, которые наполняют жизнь бесполезной радостью.

Партнер BCG и глава экспертной практики по розничной торговле и потребительским товарам в России и СНГ Иван Котов (Коммерсантъ.16.12.2017) дает такую характеристику изменения логики потребителского поведения:
«Фундаментальное восприятие жизни нашими согражданами изменилось, и я уверен: если уж мы выходим на такую метафизику, для оздоровления нации это даже хорошо. Кто-то называет эту ситуацию “новой реальностью”, я называю это “перезагрузкой”. Благодаря экономической ситуации мы стали более зрелыми как потребители <...>
За время кризиса потребители стали чаще отказываться от необязательных трат (сейчас, по данным BCG, о такой тактике говорят 36% против 33% в 2013 году), делать покупки по акциям (57% против 40%), отдавать предпочтение дискаунтерам и аутлетам (46% против 33%), сравнивать цены в интернете (47% против 40%) и покупать товары под собственными торговыми марками ритейлеров (34%, в 2013 году вопрос не задавался).

Ценность брендов в глазах россиян за эти годы существенно снизилась. По данным BCG, сейчас лишь 24% респондентов соглашаются с тезисом «Бренды отражают то, кем я являюсь, мои ценности и идентичность», в 2013 году таких было на 10 п. п. больше (34% опрошенных). Степень лояльности отдельным брендам зависит от категории товаров, но в целом она довольно низкая, подтверждают в Sberbank CIB: по их данным, ищут товары определенных брендов лишь 16% покупателей, а 40% вообще говорят, будто «всегда покупают то, что дешевле».<...>

«Выбирая товар, люди уже в меньшей степени, чем ранее, ориентируются на бренд, однако возрастает значение таких факторов, как, во-первых, собственный пользовательский опыт, а во-вторых, рекомендации родных и знакомых. Мы видим этот тренд и в других странах, но у нас раньше сохранялся какой-то перекос»,— рассуждает Котов.
«Раньше,— продолжает он,— многие люди чувствовали, что, если они могут тратить деньги, они как бы покупают себе следующий социальный класс. Сейчас непрагматичный покупательский спрос исчез. Исчезло такое поведение, когда люди ходили в ресторан не поесть, а себя показать и на других посмотреть, когда все, условно, на стол ставили сумочки элитного бренда и те, кто не мог купить оригинал, покупал подделку. Потребители стали практичнее, они ищут скидки, лучше понимают соотношение цена—качество».<...>
"Исчезать стало не только демонстративное потребление, но и возможность запросто купить себе немного счастья".
"Общее отношение к шопингу улучшилось (с утверждением «Я люблю шопинг, он приносит мне удовольствие» сейчас соглашаются 41% респондентов против 32% в 2013 году), однако, отмечает Котов, это произошло за счет улучшения «той среды, в которой совершаются покупки: стал выше уровень сервиса, просторнее магазины и т. д. Но, поскольку покупательская способность падает, покупать-то мы не любим». И если в 2013 году 60% респондентов были «счастливы, поскольку могут покупать новые вещи», то в 2017-м таких осталось 46%. И с 42% до 28% сократилась доля тех, кто говорил, что чем больше он покупает, тем он счастливее".

Tags: повседневность кризиса, шопинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments