СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА (0_stranger) wrote,
СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА
0_stranger

ПУБЛИЧНЫЙ ДОСУГ В РОССИИ

В одном и том пространстве возможностей люди по-разному проводят свой досуг. В.И. Корсунова провела анализ данных, собранных в ходе опроса ФОМа по всероссийской выборке. Вот основные результаты.

Корсунова В. И. Публичные досуговые практики в России: статусные различия и структурные особенности//Мониторинг общественного мнения:Экономические и социальные пере- мены. 2017. No 5. С. 194—213.
Исследование основывается на данных еженедельного опроса «ФОМнибус», проведенного 15—16 декабря 2012 г. в 43 субъектах России, включающего 1500 респондентов из 100 населенных пунктов.
Наименее распространенный паттерн - «активность». "Он характерен только для 5 % опрошенных. Для этого паттерна характерна высокая вероятность вовлеченности в большинство предложенных досуговых практик: он объединяет развлекательные практики (посещение кафе, развлекательных центров, бильярда), повседневные практики (поход в торговые центры и мага- зины), а также культурные практики (посещение кинотеатров, музеев, концертов и театров). Примечательно также, что занятия спортом и посещение спортивных мероприятий входят только в данный паттерн досуга.
В противовес паттерну «активность» можно выделить паттерн «пассивность»: данный стиль характеризуется низкой вероятностью быть включенными в какую- либо публичную досуговую практику. Стоит отметить, что данный паттерн объединяет 40 % опрошенных, что говорит о том, что для большого числа населения характерно исключение публичных практик собственного стиля досуга.
Кроме этого выделился паттерн досуга, в большей степени характеризующийся включенностью в культурные практики. Помимо культурных практик данный паттерн также включает в себя походы в кафе, парки и торговые центры. Это малораспространенный стиль досугового потребления: только 9% опрошенных имеют подобную структуру досуга.
Еще одним паттерном досуговых практик можно считать паттерн «развлекатель- ных» практик: походы в баню и сауну, кафе, парки, торговые центры, кинотеатры. Данный паттерн характерен для 12 % населения.Также можно выделить паттерн «обывательских» практик, в который входят походы в парки и торговые центры. Данный паттерн объединяет 35 % населения" (С. 203).
среди низших доходных групп (менее 20 тыс. руб.) преобладают паттерны пассивности и обывательских практик. Среди более высоких доходных групп можно отметить снижение доли пассивных и увеличение доли включенных в паттерны развлекательных и куль- турных практик. Кроме того, в высшей доходной группе наиболее распространен паттерн активности.
"Что касается профессионального статуса, то здесь можно отметить распространенность паттернов пассивности и обывательских практик среди предпринимателей. Интересное наблюдение можно сделать относительно топ-менеджеров: среди дан- ной профессиональной группы одинаково распространены паттерны пассивности и развлекательных практик, что говорит о разнообразии возможных досуговых решений в данной группе населения. Среди менеджеров среднего звена наиболее популярен паттерн культурных практик, среди специалистов и служащих — паттерны пассивности и обывательских практик. Схожая ситуация характерна также для рабочих, однако, в отличие от служащих и специалистов, среди них наблюдается значительно меньшая доля включенных в паттерн культурных практик.
Далее стоит рассмотреть распространенность паттернов среди неработающих групп населения. Пенсионеры в большинстве своем пассивны в поле публичных практик; среди них наблюдается менее 1 % включенных в паттерн развлекатель- ных практик и паттерн активности. Среди безработных наиболее распростране- ны паттерны пассивности и обывательских практик. Для студентов характерен паттерн развлекательных практик; помимо этого, среди студентов меньше всего пассивных. Данные результаты показывают, что, за исключением менеджеров среднего звена и пенсионеров, сложно выделить, какие именно паттерны харак- терны для определенной профессиональной группы.
Если говорить о гендерных различиях, то можно отметить, что разница между мужчинами и женщинами характерна для паттернов развлекательных и культур- ных практик. У мужчин в два раза более распространен паттерн развлекательных практик, в то время как среди женщин в два раза популярнее паттерн культур- ных практик. В трех других паттернах различия между мужчинами и женщинами незначительны.
Также важно указать на различия в уровне образования. Среди обладате- лей высшего образования, в сравнении с другими группами, больше активных и включенных в культурные практики. Среди обладателей среднего и среднего профессионального образования распространен паттерн обывательских практик. Обладатели неполного среднего образования пассивны.
Помимо этого стоит рассмотреть распространенность паттернов в зависимо- сти от внешних условий. В городах с населением более 1 млн человек меньше пассивных, при этом больше активных и включенных в паттерн культурных прак- тик. В сельской местности большинство пассивно .

<...>

Уровень дохода в данном случае лучше предсказывает структуру публичных досуговых практик, чем профес- сиональный статус. Если говорить о различиях профессиональных групп, то можно отметить, что значимыми оказываются только различия между предпринимате- лями и топ-менеджерами в вероятности быть включенными в класс «активности» и «культурных практик». Помимо этого, для безработных и пенсионеров характерна меньшая вероятность быть включенными в «развлекательные» практики.Уровень дохода негативно влияниет на вероятность быть включенным в класс «пассивности» и «обывательских практик». В то же время доход не оказывает зна- чимого влияния на вероятность быть включенным в паттерн «активности» и «культурных практик».(с. 206)Помимо дохода значимым оказывается образование: чем выше уровень образования, тем ниже вероятность быть «пассивным» или включенным в «обывательские» практики и, соответственно, выше шансы быть «активными» или иметь репертуар «культурных практик».
Tags: досуг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments