СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА (0_stranger) wrote,
СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА
0_stranger

Славой Жижек: Взгляд на мир пост-человеческого капитализма

Бегущий по лезвию 2049: Взгляд на мир пост-человеческого капитализма
Перевод статьи Славоя Жижека // Докса. 4.11.2017
«В настоящий момент мы наблюдаем не что иное, как попытку интегрировать переход к пост-человечеству в сам капитализм. <…> «Бегущий по лезвию 2049» как раз и представляет собой высказывание на эту тему.
<…>
Фильм дает обзор множества способов эксплуатации, в том числе изображая полулегального предпринимателя, использующего труд тысяч детей-сирот для утилизации старой цифровой техники. С традиционной марксистской точки зрения возникает странный вопрос. Если специально созданные андроиды выполняют работу, сохраняется ли по-прежнему эксплуатация? Производит ли их деятельность продукцию, превышающую по стоимости их себестоимость как товаров, таким образом, что она может быть присвоена их владельцами как прибавочный продукт? <…>
идея совершенствования человеческого потенциала с целью создания идеальных пост-человеческих работников или же солдат имеет долгую историю развития на протяжении всего двадцатого века. В конце 20-х годов не кто иной, как Сталин некоторое время финансово поддерживал проект «человека-обезьяны», предложенный биологом Ильей Ивановым (последователем Богданова, оказавшегося мишенью для ленинской критики в книге «Материализм и эмпириокритицизм»). Суть идеи состояла в том, что путем спаривания человека с обезьяной предполагалось создать идеального работника и солдата, невосприимчивого к боли, усталости и плохому питанию. (В своем спонтанном расизме и сексизме Иванов, разумеется, пытался скрестить самца человека и самку обезьяны. Кроме того, он использовал для своих опытов чернокожих мужчин из Конго, так как считал, что те генетически наиболее близки к обезьянам. СССР финансировал затратную экспедицию в Конго.) Когда же эксперимент провалился, Иванов был ликвидирован. Более того, нацисты регулярно использовали наркотики для улучшения физического состояния своих элитных солдат, в то время как в США сейчас экспериментируют с генетическими изменениями и наркотиками, для того чтобы сделать солдат сверх-неутомимыми <…>.
Джоши выступает за апартеид, то есть за строгое разделение людей и репликантов. Он считает, что если разделение не будет произведено, то это приведет к войне и дезинтеграции: «Если ребенок рожден матерью-репликантом, то является ли он сам репликантом? Если он создал свои собственные воспоминания, по-прежнему ли он репликант? Где сейчас проходит линия раздела между людьми и репликантами, если последние могут самовоспроизводиться? Что выделяет нас как людей? <…>.
Пост-человечество разрушит само разделение между человеком и нечеловеком. <…>
Скрытый гуманистический посыл фильма заключен в либеральной толерантности: мы должны предоставить андроидам с человеческими чувствами человеческие же права, обращаться с ними как с людьми и включать их в свой мир… Однако останется ли наш мир прежним после их появления? Будет ли это все еще наш мир? Полностью отсутствует рассмотрение того, как изменится мир с появлением андроидов с человеческим статусом. Мы, люди, более не будем людьми в старом смысле слова. <…>
Фильм лишь экстраполирует тенденцию, которая уже и так переживает бум. См. статью Брайана Эплйарда «Влюбиться в секс-бота» The Sunday Times, 22 октября 2017, стр. 24-25: «Секс-роботы в скором времени займут важное место, уже до 40% мужчин заявляют о желании приобрести себе подобное устройство. Односторонняя любовь может стать единственной формой романа в будущем. Сила этой тенденции заключается в том, что она в общем не приносит ничего нового: она просто-напросто актуализирует типичную мужскую процедуру сведения роли реального партнера до банальной материальной поддержки фантазии». <…>
Tags: классовая структура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments