СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА (0_stranger) wrote,
СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА
0_stranger

ПЕТЛЮРА В ЭПИЦЕНТРЕ ПОЛИТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Политика реконструкции украинской исторической памяти сталкивается с серьезным противоречием. С одной стороны, эта политика, как и любая иная политика ныне правящей элиты, направлена на обеспечение интеграции Украины в Европейский союз и строительство железного занавеса (в буквальном и метафорическом смыслах) на границе с Россией. С другой стороны, герои борьбы за независимость Украины от СССР слишком явным образом оказались по одну сторону фронта с нацистами, в т.ч. участвуя и в Холокосте. При этом истоки этой политики уходят к первым попыткам создания украинской государственности после Русской революции 1917 г., которая в Киеве принимает форму концепции Украинской революции, Западное общественное мнение, как и израильское, оказывается в противоречивой ситуации: поддерживая стремление нынешней правящей элиты Украины повернуть от России на Запад, оно с большой настороженностью смотрит на современную политику исторической памяти, которая не позволяет провести четкой грани между борьбой против коммунистов и еврейскими погромами.
Одним из героев прошлого, который вводится в современный идеологический оборот является Симон Петлюра, первый масштабный памятник которому (если не считать бюст в Киеве) установлен в Виннице в День защитника Украины (17.10.2017 г.) неподалеку от местной синагоги и рядом со зданием, где в 1920 г. располагалась Военно-походная канцелярия Главного атамана. На нем Петлюра, изображен рассматривающим карту Украины (официальные речи по этому случаю и полный репортаж об открытии памятника см.здесь : Моя Винница. 14.10.2017). Он интерпретируется как герой Украинской революции 1917-21 гг. Попутно была проведена военно-историческая реконструкция "Винница - столица УНР"( Украинской народной республики).


Памятник Петлюре в Виннице. 2017 г.


Военно-историческая реконструкция в Виннице (Моя Винница. 14.10.2017).


The Jerusalem Post (Oct. 17, 21, 2017), сообщая о увековечивании памяти Петлюры как героя украинской нации, тут же делает уточнение: за время правления Петлюры (период Украинской народной республики) и на территориях, контролируемых его войсками, в ходе еврейских погромов 1918-1921 гг. было убито от 35 до 50 тыс. евреев. Израильская газета напоминает, что Петлюра был убит в 1926 г. в Париже евреем, выходцем с Украины, которого французский суд оправдал, увидев в его действии результат состояния аффекта, т.к. 15 его родственников были убиты во время погромов в период правления Петлюры. Только в июле 1919 г. был издан приказ, разосланный телеграммой, запрещающий погромы под страхом наказания (Петлюра // Еврейская электронная энциклопедия).
Доминирующая в мировом еврейском дискурсе интерпретация роли Петлюры в погромах восходит к позиции сионистского идеолога Владимира Жаботинского, сформулированной им вскоре после убийства Петлюры:
"<...> Петлюра был главой украинского правительства и украинской армии в течение двух лет и больше; почти все это время продолжались погромы; глава правительства и армии их не подавил, виновных не покарал и сам в отставку не подал. Значит, он принял на себя ответственность за каждую каплю пролитой еврейской крови. <...> Не поможет оправдателям Петлюры и ссылка на ту теорию, что погромы, с точки зрения философии истории, являются следствием не столько «антисемитизма людей», сколько «антисемитизма событий». Это теория разумная, и она применима не только к погромам, но и к другим видам преступности. В каждом элементарном учебнике социологии сказано, что воровство, бандитизм и пр. объясняются не столько злой волей отдельных людей, сколько давлением социальных условий. Но отсюда никто еще не делал вывода, что индивидуальный вор или бандит «невиновен». Виновен и подлежит каре. Также были виновны и погромщики, резавшие евреев во время управления Петлюры, и подлежали строгой каре. Петлюра их не карал, хотя был главой правительства и армии и хотя это продолжалось больше двух лет.<...> И если есть в украинском движении люди или группы, которые думают, будто погромы есть простительная мелочь, будто можно допустить систематическую резню евреев и оставаться героями и чистыми — то таким людям и группам я не друг, а враг; и предупреждаю украинское общество, что такие люди или группы и ему не друзья, а враги (Последние новости. 27.10.1927).

Израильский посол в Киеве выступил даже с заявлением, что героизация антисемитов на Украине представляет собой проблему и не соответствует интересам Израиля. При этом он отметил, что это уже тренд. От председателя одного из комитетов кнессета премьеру Украины было писано письмо с призывом удалить памятник Петлюры в Виннице, т.к. это оскорбляет чувства евреев во всем мире. С аналогичным заявлением выступил и Всемирный еврейский конгресс.

Творцы политики героизации этого исторической фигуры давно отвергают обвинения Петлюры в антисемитизме, ссылаясь на его заявление, опубликованное в прессе, где он, обращаясь к своим сторонникам, утверждал, что евреи так же страдают от коммунистов, как и украинские труженики, что нахождение в рядах коммунистов евреев не является основанием отождествлять их со всеми евреями, поскольку и среди украинцев есть те, кто присоединился к красным (Украинская правда. 26.05.2011). Современные сторонники героизации Петлюры ссылаются на его приказ середины 1919 г., запрещающий погромы, на якобы имевший место расстрел нескольких активных погромщиков, на то, что он был не в состоянии контролировать свою армию и т.д.
На суде по делу убийства Петлюры его сторонники предъявили документы, свидетельствующие о том, что он не поддерживал антисемитские погромы и боролся против них. Однако французский суд, оправдавший убийцу, не принял их во внимание, сославшись на то, что большая их часть составлена после изгнания Петлюры с Украины и ни один документ такого рода не подписан Петлюрой лично.
Современные сторонники этой политики отвергают обвинения Петлюры в антисемитизме, призывая не читать российские газеты как источник этого мифа.
Российские официальные СМИ вполне предсказуемо не вникают в нюансы противоречивой личности Петлюры, однозначно интерпретируя его как погромщика, из чего следует вывод и об антисемитизме нынешних украинских националистов.
Высказался по этому поводу и В.Путин: ""Сейчас установили памятник Петлюре − это человек нацистских взглядов, антисемит, который истреблял евреев во время войны. Кроме сионистского конгресса еврейского все молчат. Вам своих клиентов жалко что ли в Киеве?"(ВВС. 19.10.2017).
Украинское издание "Апостроф" (2.11.2017) тут же поставило диагноз: Путин оконфузился, т.к. "ничего неизвестно о том, что Петлюра придерживался нацистских взглядов, тем более он был убит 25 мая 1926 года, а Адольф Гитлер и нацисты пришли к власти Германии 30 января 1933 года".
Tags: Украина, мифология, национализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments